Автор: Марко Романелли. Шарлотта Перриан, Эйлин Грей, Айно Аалто, Рэй Эймс, Лина Бо Барди, Гуннель Найман, Нанна Дитцель, Майя Исола, Андре Путман, Заха Хадид, Патрисия Уркиола, Йоханна Гравундер, Матали Крассе, Кадзуйо Комода, Ле Фронт, Констанс Гиссе, Гаэ Ауленти, Нанда Виго, Анна Кастелли Ферриери, Чини Боэри, Антония Астори, Афра Бьянкин Скарпа, Розанна Бьянки Пикколи, Антония Кампи, Лелла Валле Виньелли, Рената Бонфанти, Франка Хельг, Паола Навоне, Лаура де Сантильяна, Даниэла Пуппа, Марта Лаудани, Луиза Бокьетто, Карлотта де Бевилаква, Джованна Талоччи, Доната Паруччини, Рафаэлла Манджаротти... Если бы кто-то вдруг спросил, что объединяет всех этих людей, вряд ли ответ звучал бы так: «Они женщины!» Потому что правильный ответ: «Они являются (или были) дизайнерами!» Или ответ, который еще более точно характеризует многих из них: «Они являются (или были) мастерами дизайна!» Этот небольшой предварительный тест полезен для решения актуальной и щекотливой проблемы, связанной с тем, как женственность влияет на дизайн. Щекотливость проблемы проявляется с разных сторон: «противников», то есть тех, кто, как и я, считают, что гендер не имеет особого первоначального воздействия на дизайн, тут же обвиняют в том, что они говорят с точки зрения мужчины-дизайнера, стремящегося сохранить позицию, считающуюся привилегированной. А вот «сторонников» высмеивают за то, что они призывают к созданию гипотетических «розовых квот», которые предприятия должны раздавать женщинам-дизайнерам, а также за их отношение к каверзному вопросу геев (или лесбиянок) в дизайне. Это вопрос со множеством скрытых проблем, подобных попыткам определить и, следовательно, разделить людей по половому признаку или сексуальной ориентации, стране происхождения или исповедуемой религии. Нельзя забывать, что до недавнего времени считалось, что разная масса мозга у мужчин и женщин является причиной существенных различий, благодаря чему закрепилось понятие генетического существования сугубо женского творчества, более предрасположенного к выполнению тривиальных и повторяющихся задач (описанных, в частности, как «женские») и специфического мужского творчества, подразумевающего управление и изобретение.
Разумеется, существует одно основное предостережение: предположение о том, что нет никакой разницы между мужским и женским дизайном, — это теоретическая позиция, которая является результатом признания того факта, что в истории итальянского дизайна мужчинам-дизайнерам всегда было гораздо легче получить работу с хорошим вознаграждением. Это объясняется скорее характеристиками общества, которое я бы описал как отсталое, нежели нейробиологическими признаками. Это случай неопределенной реальности, способный меняться с течением временем (я считаю, что новое поколение итальянских женщин-дизайнеров, среди которых Серена Конфалоньери, Франческа Лансавеккья, Кьяра Морески, Кьяра Онида, Валентина Карретта, Джорджия Занеллато, Алессандра Балдерески, Кристина Селестино, Лаура Сальмистраро, Кьяра Андреатти, Кристиана Джопато и Лаура Фиаски, уже некоторое время наглядно демонстрируют это), особенно учитывая изменение баланса рынка занятости, на котором произошел сдвиг на первом и втором этапах ранее типично мужского доминирования, а также на третьем (переходном) этапе. Нам удалось дойти до нового, более подвижного, менее постоянного этапа, который все меньше ориентирован на производство товаров и является более нематериальным и концептуальным. Хочется сказать, что он больше женственный, если бы не наличие опасности впасть в обратный стереотип. Чтобы продемонстрировать, насколько широко распространены банальности и вездесущи подстерегающие трудности, возьмем, к примеру, выставку «W – Woman in Italian design» («Ж – женщины в итальянском дизайне»), представленную на Триеннале в Милане в 2016 году. Благодаря широте и разнообразию экспонированных произведений выставка имела исключительный успех, но аналитические категории женского творчества — объединение, порождение, защита — стали жертвами банальности, против которой они выступали. Естественно, пока невозможно дать четкий ответ на проблематику гендера, но мы не можем не учитывать тот факт, что молодые дизайнеры сегодня задают себе следующий вопрос: «Почему кто-то все еще задает себе эти вопросы?». Тем временем они продолжают беспечно заниматься проектированием в смешанных группах или вместе с партнером, независимо от того, являются ли они мужчинами или женщинами, а в это время их вторая половинка, будь то мужчина или женщина, ждет их, чтобы пойти вместе выпить пива. В принципе, я считаю, что эволюция вида неосознанно начала спокойно решать этот вопрос благодаря появлению новых людей творческих профессий любого пола, способных просто пожать плечами, глядя на эту псевдопроблему.