Talks

Controprogetto

Creative Recycling Factory

“There’s something of the sartorial in the way we work, we introduce people to the materials, the objects and their history. In this sense, our work is always made-to-measure” 


talks_Controprogetto_00.jpg

Controprogetto designs and creates one-off pieces, bespoke furnishings, installations and public spaces, using recycled materials. Valeria Cifarelli, Matteo Prudenziati, Davide Rampanelli and Alessia Zema set up the workshop in 2003, as part of the urban rehabilitation project for the old Stecca degli Artigiani factory in Milan’s Isola district, a multidisciplinary hive of craftsmanship, collaborative ventures and art. Their first project was a playground in a remote village in Kosovo, created by means of a participatory planning process. Since then they have never stopped building, designing and experimenting, executing commissions for private homes and large brands, trade fair displays, presentations and shows, and special projects, always in the spirit of participation.

Controprogetto is a name and a declaration of intent; can you unpack that for us?
In 2003 we were looking for a name for our association and wanted something that expressed our consonance with the spirit of the Stecca. We were also already well aware that we wanted to work with a design approach geared more to “achieving” than to projects in their own right. The decision also came as an antithesis to the formative guidance of schools and universities, which put the emphasis on planning and theory rather than on direct experience in the field. So it seemed quite natural for us to define ourselves as a proactive work association.

How would you describe yourselves: a studio, a work group or a collective?
Our work encapsulates several different aspects: craftsmanship, design ability, business vocation. Often even we find it hard to come up with an unambiguous definition, the word that sums us up best is workshop. A workshop capable of designing and creating.

How would you sum up your journey from 2003 to now?
The common thread of these last 14 years has been spontaneity. We decided to work with recovered materials because we came across them every day in the abandoned factory where we first started. If, as Franco La Cecla said, that waste is not a condition of the matter but a of state of mind, then one can always breathe new life into something destined to be thrown away. For us it’s a way of keeping costs down but also a deliberate decision to cut down on waste. It was tough early on because not everybody understood our work with the materials. We are happy to have been the forerunners in Italy of an approach, both ethical and aesthetic, that has slowly gained ground everywhere.

What sort of feelings are you trying to stir with your work?
Whether we are working for companies or for private homes, we always try to tell stories. It’s our way of interpreting slow living, in a society that is always rushing, that takes too much for granted; we want to give back value to time and the sense of memory that becomes ensconced in objects.

Your work could be described as a contemporary interpretation of craftsmanship. So, from your perspective, who is the craftsman today and who is the designer?
We believe there is ongoing cross-pollination between the two professions and, although craftsmen and designers are still too far removed, the younger generations are altering the landscape. In this sense too, so much has changed since we started out; during the early twenty-first century it was quite unusual to find hybrid figures like us capable of following – as it were – the entire process through from the beginning to the end.  It’s not like that now, thank goodness, just think of the makers.

Thinking about the domestic space, what type of clients seek you out?
People who love materials with a past but who also need bespoke furnishing. Very often, too, we are asked to adapt family furniture to new surroundings, people don’t want to throw it away, just bring it “up-to-date”.

Where do you find the materials you need?
Over the years we’ve built up a network of contacts and we consult them regularly: installation designers, construction companies, architects. Sometimes it’s the companies and private clients who seek us out when they need to get rid of flooring, doors and windows and materials. Once we even found boxes of antique parquet left at the entrance to the workshop by someone who probably didn’t know how or didn’t want to get rid of it.

You create unique furnishing pieces. What sort of relationship do you build up with your clients?
There’s something of the sartorial in the way we work, we introduce people to the materials, the objects and their history. In this sense, our work is always made-to-measure and springs from a very direct relationship with our clients. One thing we love doing is bringing people into the workshop, showing them how their piece of furniture evolves.

You like to describe yourselves as carpenters, which means you have a very physical relationship with your work, what’s your opinion of 3D printing?
We don’t feel diffident about technology; in fact we like combining ancient practices with technological tools, especially if they can be of help in everyday craftsmanship.

Tell us about your experiences in Brazil
We went to Brazil for the first time three years ago to work on the premises of an Italian client. A childhood friend there put us in touch with Enel Green Power, which was trying to get rid of the packaging for the solar panels for the solar power plant they were building in Bahia. That triggered a project for recovering 16,000 pallets, which took place in two stages. During the first mission (November 2016) we worked on building a collective joinery and fitting it out with all the equipment. We then went back in May this year to train the people in the villages involved in the project, so that they would be capable of building facilities for their own communities – these are very poor places, lacking almost everything – and to produce them for others. One of our pipedreams is to create a Controprogetto range of furniture and it would be great if that could be achieved right there. 

  • talks_Controprogetto_001.jpg
  • talks_Controprogetto_002.jpg
  • talks_Controprogetto_003.jpg
  • talks_Controprogetto_004.jpg
  • talks_Controprogetto_005.jpg
  • talks_Controprogetto_006.jpg
  • talks_Controprogetto_007.jpg

ИНТЕРВЬЮ

Controprogetto

Creative Recycling Factory

«Наш метод работы в определенной степени похож на образ деятельности портных: 
мы представляем людям материалы, объекты и их историю.
И в этом смысле мы всегда работаем по индивидуальному заказу». 


talks_Controprogetto_00.jpg

Лаборатория Controprogetto проектирует и создает уникальные предметы, мебель на заказ, организует инсталляции и оформляет общественные пространства, используя переработанные материалы. В 2003 году Валерия Чифарелли (Valeria Cifarelli), Маттео Пруденциати (Matteo Prudenziati), Давиде Рампанелли (Davide Rampanelli) и Алессия Дзема (Alessia Zema) в рамках проекта по реконструкции городов организовали семинар для старого предприятия Stecca degli Artigiani в районе Изола в Милане, которое сейчас стало многопрофильным центром ремесленного мастерства, совместных новаторских работ и искусства. Их первым реализованным проектом была детская площадка в глухой деревне в Косово, спланированная с участием населения. С тех пор они не прекращали проектировать, строить и проводить эксперименты, выполняли заказы для частных домов и крупных брендов, участвовали в торговых выставках, проводили презентации, различные тематические мероприятия и специальные проекты — всегда основанные на принципе участия всех заинтересованных лиц. 

Controprogetto — это имя и декларация о намерениях; как вы можете это пояснить? 
В 2003 году мы искали название для нашего объединения и хотели чего-то, что подчеркнуло бы созвучие с духом Stecca. Мы также были уверены, что хотим работать с ориентацией на достижение важных целей, а не просто готовить проекты, которые были бы сами по себе. Это решение также стало противоположностью к подходу многих школ и университетов, при котором основное внимание уделяется планированию и теории, а не непосредственному опыту в конкретной области. Поэтому нам показалось вполне естественным определить себя как активную рабочую ассоциацию. 

Как бы вы описали себя: студия, рабочая группа или коллектив? 
Наша работа включает в себя несколько аспектов: это и ремесленничество, и возможности разработки, и деловое призвание. Часто даже нам трудно найти однозначное определение, но, пожалуй, наиболее полно отражающим суть словом было бы «мастерская». Мастерская, которая как проектирует, так и производит. 

Каких результатов вы достигли на этом пути с 2003 года? 
Лейтмотивом этих 14 лет была спонтанность. Мы решили поработать с вторичным сырьем, потому что каждый день сталкивались с ним на заброшенной фабрике, где мы начали свое дело. Если верить Франко Ла-Чекла (Franco La Cecla), отходы — это не состояние материи, а состоянием ума: всегда можно вдохнуть новую жизнь во что-то, что мы готовы выбросить. Для нас это способ снижения издержек, а также осознанное решение сократить количество отходов. Было сложно, потому что не все понимали нашу работу. Мы были счастливы стать пионерами такого этического и эстетического подхода в Италии, который постепенно набирал популярность по всему миру.

Какие чувства вы испытываете в процессе своей работы? 
Вне зависимости от того, делаем ли мы что-то для компаний или частных домов, мы всегда стараемся рассказывать истории. Это наш способ передать идею неторопливой жизни в обществе, где все вечно куда-то спешат и многое принимают как должное. Мы хотим вернуть ценность времени и ощущение памяти, которые скрываются в предметах. 

Вашу работу можно описать как современную интерпретацию ремесленничества. А как по-вашему, кого сегодня можно назвать ремесленником, а кого дизайнером? 
Мы считаем, что эти два занятия обогащают друг друга, и хотя они все еще достаточно отдалены, молодые поколения меняют эту ситуацию. Так много изменилось с тех пор, как мы начали. В начале 21 века нечасто можно было встретить гибридные организации вроде нас, способные максимально приблизиться к полному циклу, так сказать.  Сейчас, к счастью, уже все иначе. 

Если рассматривать вопрос внутреннего пространства, какие клиенты к вам обращаются? 
Люди, которым нравятся материалы с историей, но которые также ищут в меблировке индивидуальности. Очень часто нас просят адаптировать старую фамильную мебель к новой обстановке, люди не хотят ее выбрасывать, просто немного осовременить. 

Где вы находите необходимые материалы? 
За эти годы мы создали сеть контактов и регулярно консультируемся с ними: среди них и дизайнеры инсталляций, и строительные компании, и архитекторы. Иногда сами компании и частные клиенты находят нас, когда им нужно избавиться от старых полов, дверей, окон и разных материалов. Однажды мы даже нашли коробки антикварного паркета, оставленные у входа в мастерскую кем-то, кто, вероятно, не знал как или не хотел избавляться от него сам. 

Вы создаете уникальные предметы интерьера. Какие отношения вы поддерживаете со своими клиентами? 
Наш метод работы в определенной степени похож на образ деятельности портных: мы представляем людям материалы, объекты и их историю. И в этом смысле мы всегда работаем по индивидуальному заказу, проект возникает из непосредственных отношений с клиентами и напрямую зависит от них. Нам нравится приглашать людей в мастерскую и показывать им, как движется процесс развития выбранного ими предмета интерьера. 

Вы называете себя плотниками, что означает вполне физические отношения с вашей работой, а что вы думаете о 3D-печати? 
Мы не испытываем неловкости по отношению к современным технологиям. Нам нравится комбинировать древние методики и новые технические средства, особенно если они могут помочь в повседневной работе. 

Поделитесь с нами своими впечатлениями о Бразилии и опыте работы там. 
Мы впервые отправились в Бразилию три года назад, чтобы работать на объекте нашего итальянского клиента. Друг детства вывел нас на Enel Green Power — компания искала способ избавиться от упаковки солнечных батарей для электростанции, которую они строили в Баия. Так родился проект по восстановлению 16 000 поддонов, который мы проводили в два этапа. Во время первого этапа (ноябрь 2016 года) мы работали над созданием общих цехов и оснащением их всем необходимым оборудованием. Затем мы вернулись в мае этого года для обучения людей в деревнях, участвующих в проекте, чтобы они могли создавать объекты для своих общин — так как там живут очень бедно, ничего не хватает — а также производить их для других селений. Одна из наших больших задумок — создание ассортимента мебели Controprogetto, было бы очень здорово осуществить эту мечту!

  • talks_Controprogetto_001.jpg
  • talks_Controprogetto_002.jpg
  • talks_Controprogetto_003.jpg
  • talks_Controprogetto_004.jpg
  • talks_Controprogetto_005.jpg
  • talks_Controprogetto_006.jpg
  • talks_Controprogetto_007.jpg