ИНТЕРВЬЮ

Controprogetto

Creative Recycling Factory

«Наш метод работы в определенной степени похож на образ деятельности портных: 
мы представляем людям материалы, объекты и их историю.
И в этом смысле мы всегда работаем по индивидуальному заказу». 


talks_Controprogetto_00.jpg

Лаборатория Controprogetto проектирует и создает уникальные предметы, мебель на заказ, организует инсталляции и оформляет общественные пространства, используя переработанные материалы. В 2003 году Валерия Чифарелли (Valeria Cifarelli), Маттео Пруденциати (Matteo Prudenziati), Давиде Рампанелли (Davide Rampanelli) и Алессия Дзема (Alessia Zema) в рамках проекта по реконструкции городов организовали семинар для старого предприятия Stecca degli Artigiani в районе Изола в Милане, которое сейчас стало многопрофильным центром ремесленного мастерства, совместных новаторских работ и искусства. Их первым реализованным проектом была детская площадка в глухой деревне в Косово, спланированная с участием населения. С тех пор они не прекращали проектировать, строить и проводить эксперименты, выполняли заказы для частных домов и крупных брендов, участвовали в торговых выставках, проводили презентации, различные тематические мероприятия и специальные проекты — всегда основанные на принципе участия всех заинтересованных лиц. 

Controprogetto — это имя и декларация о намерениях; как вы можете это пояснить? 
В 2003 году мы искали название для нашего объединения и хотели чего-то, что подчеркнуло бы созвучие с духом Stecca. Мы также были уверены, что хотим работать с ориентацией на достижение важных целей, а не просто готовить проекты, которые были бы сами по себе. Это решение также стало противоположностью к подходу многих школ и университетов, при котором основное внимание уделяется планированию и теории, а не непосредственному опыту в конкретной области. Поэтому нам показалось вполне естественным определить себя как активную рабочую ассоциацию. 

Как бы вы описали себя: студия, рабочая группа или коллектив? 
Наша работа включает в себя несколько аспектов: это и ремесленничество, и возможности разработки, и деловое призвание. Часто даже нам трудно найти однозначное определение, но, пожалуй, наиболее полно отражающим суть словом было бы «мастерская». Мастерская, которая как проектирует, так и производит. 

Каких результатов вы достигли на этом пути с 2003 года? 
Лейтмотивом этих 14 лет была спонтанность. Мы решили поработать с вторичным сырьем, потому что каждый день сталкивались с ним на заброшенной фабрике, где мы начали свое дело. Если верить Франко Ла-Чекла (Franco La Cecla), отходы — это не состояние материи, а состоянием ума: всегда можно вдохнуть новую жизнь во что-то, что мы готовы выбросить. Для нас это способ снижения издержек, а также осознанное решение сократить количество отходов. Было сложно, потому что не все понимали нашу работу. Мы были счастливы стать пионерами такого этического и эстетического подхода в Италии, который постепенно набирал популярность по всему миру.

Какие чувства вы испытываете в процессе своей работы? 
Вне зависимости от того, делаем ли мы что-то для компаний или частных домов, мы всегда стараемся рассказывать истории. Это наш способ передать идею неторопливой жизни в обществе, где все вечно куда-то спешат и многое принимают как должное. Мы хотим вернуть ценность времени и ощущение памяти, которые скрываются в предметах. 

Вашу работу можно описать как современную интерпретацию ремесленничества. А как по-вашему, кого сегодня можно назвать ремесленником, а кого дизайнером? 
Мы считаем, что эти два занятия обогащают друг друга, и хотя они все еще достаточно отдалены, молодые поколения меняют эту ситуацию. Так много изменилось с тех пор, как мы начали. В начале 21 века нечасто можно было встретить гибридные организации вроде нас, способные максимально приблизиться к полному циклу, так сказать.  Сейчас, к счастью, уже все иначе. 

Если рассматривать вопрос внутреннего пространства, какие клиенты к вам обращаются? 
Люди, которым нравятся материалы с историей, но которые также ищут в меблировке индивидуальности. Очень часто нас просят адаптировать старую фамильную мебель к новой обстановке, люди не хотят ее выбрасывать, просто немного осовременить. 

Где вы находите необходимые материалы? 
За эти годы мы создали сеть контактов и регулярно консультируемся с ними: среди них и дизайнеры инсталляций, и строительные компании, и архитекторы. Иногда сами компании и частные клиенты находят нас, когда им нужно избавиться от старых полов, дверей, окон и разных материалов. Однажды мы даже нашли коробки антикварного паркета, оставленные у входа в мастерскую кем-то, кто, вероятно, не знал как или не хотел избавляться от него сам. 

Вы создаете уникальные предметы интерьера. Какие отношения вы поддерживаете со своими клиентами? 
Наш метод работы в определенной степени похож на образ деятельности портных: мы представляем людям материалы, объекты и их историю. И в этом смысле мы всегда работаем по индивидуальному заказу, проект возникает из непосредственных отношений с клиентами и напрямую зависит от них. Нам нравится приглашать людей в мастерскую и показывать им, как движется процесс развития выбранного ими предмета интерьера. 

Вы называете себя плотниками, что означает вполне физические отношения с вашей работой, а что вы думаете о 3D-печати? 
Мы не испытываем неловкости по отношению к современным технологиям. Нам нравится комбинировать древние методики и новые технические средства, особенно если они могут помочь в повседневной работе. 

Поделитесь с нами своими впечатлениями о Бразилии и опыте работы там. 
Мы впервые отправились в Бразилию три года назад, чтобы работать на объекте нашего итальянского клиента. Друг детства вывел нас на Enel Green Power — компания искала способ избавиться от упаковки солнечных батарей для электростанции, которую они строили в Баия. Так родился проект по восстановлению 16 000 поддонов, который мы проводили в два этапа. Во время первого этапа (ноябрь 2016 года) мы работали над созданием общих цехов и оснащением их всем необходимым оборудованием. Затем мы вернулись в мае этого года для обучения людей в деревнях, участвующих в проекте, чтобы они могли создавать объекты для своих общин — так как там живут очень бедно, ничего не хватает — а также производить их для других селений. Одна из наших больших задумок — создание ассортимента мебели Controprogetto, было бы очень здорово осуществить эту мечту!

  • talks_Controprogetto_001.jpg
  • talks_Controprogetto_002.jpg
  • talks_Controprogetto_003.jpg
  • talks_Controprogetto_004.jpg
  • talks_Controprogetto_005.jpg
  • talks_Controprogetto_006.jpg
  • talks_Controprogetto_007.jpg