Salone WorldWide Moscow

ФОКУС

Подведение итогов Миланского фестиваля кино о дизайне 2018 года

Автор: Марко Романелли. 

Предыстория: Было время, когда архитектура, внутреннее пространство и различные предметы интерьера служили частью художественного оформления фильма, а не являлись его основной темой. О них не рассказывали от первого лица; их задача заключалась лишь в том, чтобы способствовать повествованию. Как бы выглядели отчаянные и стремительные погони Джеймса Бонда без футуристических интерьеров, населенных злодеями? Правильно, не более, чем легкой пробежкой! На что был бы похож фильм «Последнее танго в Париже» без парижской архитектуры Жоржа Эжена Османа? На пародию «Последнее танго в Загароле». А «Рим Феллини» без видов Рима? А «Окно во двор» Альфреда Хичкока без двора, за жизнью которого наблюдал герой? Ведь без него не произошла бы встреча между убийцей Рэймондом Берром и детективом Джеймсом Стюартом! В последнее время все изменилось (безусловно, я не говорю, что есть какой-то недостаток в приведении примеров из более ранних времен — от Имза до Мунари и от Моллино до Гаэтано Пеше): архитекторы и дизайнеры, увлеченные остротой видео мюзиклов, одержавших победу над философией YouTube, решили, что необходимо рассказывать свои истории, используя для этого не только дизайн, но и «меняющиеся картинки». Постепенно архитектура, мебель и предметы интерьера перестали выполнять свою традиционную роль фона или декораций, решив наряду со своими авторами стать настоящими кинозвездами. 

Явление, зародившееся в одной из ниш кино и остававшееся в его рамках довольно длительное время (кто помнит Международный миланский фестиваль кино об архитектуре 1983 года?), в последние нескольких лет претерпело значительные изменения. Начиная с любительских клипов, размещаемых в социальных сетях Facebook или Instagram, и заканчивая беспилотными самолетами, парящими над городом, каждый аспект работы над фильмом и каждая особенность героев, архитектуры и дизайна по достоинству оценены в фильме. Шестой Миланский фестиваль кино о дизайне стал во главе этого явления. В этом году на фестивале, придуманном Антонеллой Дедини и Сильвией Робертацци в 2013 году, представлено более 60 работ. В течение 4 дней в переполненных кинозалах проходили показы фильмов по 15 часов в день. 

В следующем году будет присуждена премия за лучший фильм. Это значит, что в течение этого года каждый из нас может выбрать своего победителя. Лично я (но было бы неплохо узнать и ваше мнение!) предлагаю разделить победу между фильмами «Рамс» американца Гари Хаствита (европейская премьера которого состоялась на Миланском фестивале кино о дизайне) и «Non Abbiamo Sete di Scenografie. La Lunga Storia della Chiesa di Alvar Aalto a Riola» Мары Корради и Роберто Рончи (мировая премьера). Почему именно эти два фильма? Я считаю, что моральный урок, который можно извлечь из этих двух фильмов в текущей непростой политической обстановке, просто бесценен. Великий Дитер Рамс, присутствовавший на показе, напомнил нам о том, что «нам не нужны новые вещи, нам нужны более совершенные вещи», а также о том, что «создание дизайна также означает занятие политикой». А борьба за церковь в Риоле напоминала о периоде, когда некоторые священники (в частности, кардинал Леркаро) и архитекторы были бесстрашными (не столько Альвар Аалто, который так и не дождался завершения строительства своей церкви из-за бюрократического принципа ведения дел в Италии, сколько пробивной и неутомимый Глауко Греслери, занимавшийся вопросами строительства здания)! 

Постскриптум. До начала Миланского фестиваля кино о дизайне 2019 года ценители могут ознакомиться с документальной книгой «Il Cinema degli Architetti» под редакцией Винченцо Трионе, выпущенной издательством Johan&Levi в 2014 году.