Salone WorldWide Moscow

ФОКУС

Наблюдения от Salone del Mobile.Milano 2018

Любого, кто ищет четкий и однозначный ответ на вопрос «Какое направление примет дизайн в 2018 году?» в контексте великой выставки Salone Internazionale del Mobile di Milano, ждет большой сюрприз: единого подхода не существует. Вместо этого посетители познакомятся с множеством различных дизайнерских концепций. Сложившуюся ситуацию можно обыграть шуткой: отсутствие ярко выраженного тренда следует рассматривать как новый тренд. 2018 год подарил нам разнообразные стилевые направления: от органицизма до неоклассики, от минимализма до фэнтези — и представители каждого из них обладают самым широким культурным и географическим наследием. 

18_F_Considerazioni-dal-Salone-2018_01_SMI_Kartell_AR_004.jpg

И хотя следует особо подчеркнуть отсутствие однополярного подхода, у всех выявленных тенденций все же существует несколько общих черт. Во-первых, поиск нарративной ценности предметов, их способности создавать атмосферу и соседствовать друг с другом в пространствах, по своим очертаниям напоминающих ящики для коллекционеров. Найдется и немало отсылок на так называемый белый куб, который теперь узурпирован комнатами (концепция лофта уже крайне неактуальна) и погружен в оттенки розового/красного и серого/темно-бирюзового.  Мебель, лампы и предметы подстраиваются под это настроение, согревая общую атмосферу изысканными породами дерева, дорогой отделкой, обволакивающими тканями и, что особенно важно, особой тактильностью. В 2018 году мебель должна быть приятна не только на вид, но и на ощупь. Создаваемый образ отнюдь не нейтрален. Он способен выразить наши идеи, увлечения и рассказать о них. 

18_F_Considerazioni-dal-Salone-2018_02_SMI_Slide_AR_002.jpg

Данное наблюдение особенно актуально для органицизма. Это чувственное направление в дизайне резко набирает популярность, например, в сфере производства декоративных элементов, драпировок и стульев. Даже более сложная мебель в стиле классицизма не лишена уютных изгибов, по которым так и хочется провести рукой. В связи с этим дизайнеры начинают все чаще прибегать не к оригинальной компоновке материалов, а к использованию кожи, мрамора, латуни, полированных металлов и швейных деталей. 

18_F_Considerazioni-dal-Salone-2018_03_SMI_Dante_AR_000.jpg

Такое явное использование классических элементов само по себе становится самой настоящей классикой. Также особенно популярной и распространенной становится тенденция к перевыпускам коллекций. Дизайнеры разыскивают, изучают и перерабатывают, как правило, с большой филологической заботой, великие шедевры прошлого. Помимо очевидных ностальгических коннотаций и признания исключительно элегантного дизайна, покупатели также оценивают рациональность такого вложения, которое должно прослужить долгие годы. В этом направлении было также проведено исследование различных географических контекстов, от Бразилии до Италии, но преобладающим стал, без сомнения, скандинавский стиль. 

18_F_Considerazioni-dal-Salone-2018_04_TEN_CarlHansen-amp-Son_SocietyTable_DR_003.jpg

Помимо стилевой принадлежности, эти предметы получили второе рождение благодаря размерам, типичным для времени и условий, когда они были спроектированы. В ту пору гигантизм был не в моде, а домашняя обстановка планировалась с большим учетом реальных площадей, которую она должна была украсить. Даже некоторые дизайнеры с более масштабными замыслами стремятся к общему сокращению объемов. Более мелкие предметы выглядят уместно и по-модному cosy (английский термин обязателен) в самых различных контекстах. 

18_F_Considerazioni-dal-Salone-2018_05_XLX_FratelliBoffi_DR_005.jpg

Такой редуцированный подход влечет за собой любопытную и оригинальную феминизацию. Отталкиваясь от предположения, что гендерный аспект играет в творчестве определенную роль, стоит отметить победоносное шествие женщин-дизайнеров (как состоявшихся, так и начинающих, или даже стилистов), с точки зрения качества и статистики. 

Если рассматривать другую тенденцию, фэнтези является, несомненно, одной из самых легко различимых современных тенденций. В связи с такими параллельными дизайну явлениями, как мода и, фактически, кино, она нашла самое широкое распространение в керамике, ужасной или прекрасной, забавной или иносказательной. Одинаково важную роль играют и ткани и ковры, одновременно напоминающие африканские батики и узоры XVIII века с экзотическими птицами и драконами. Все это украшено огромным количеством рафии, искусственного или натурального шелка. 

18_F_Considerazioni-dal-Salone-2018_06_SCA_Bosa_AR_011.jpg

Китч — еще одно слово, которым снова можно описать текущую обстановку. Потеряв негативную коннотацию (Джилло Дорфлес предвосхищал это еще в 1968 году, но сегодня его используют все больше после революционного преобразования дома Гуччи под руководством Алессандро Микеле), китч предусматривает такие интересные элементы, как сияющую отделку и блеск, прежде всего, золота. Золото (и все его производные: позолота, фальшивое золото, латунь) — слово, которое сильно повлияло на мир мебели. 

18_F_Considerazioni-dal-Salone-2018_07_XLX_Lenzi_DR_001.jpg

Анализ ведущих тенденций должен также включать еще один чрезвычайно положительный аспект, который объединяет все описанные выше «повествовательные точки»: возврат к ремесленным технологиям и приемам, которые находятся на грани вымирания. Сегодняшний максималистский подход к дизайну требует чрезвычайно высокого качества деталей, отделки и процессов. 

Конечно же, как и в рамках других ведущих тенденций, эта мощная повествовательная точка, подкрепленная историей, фэнтези или китчем, вызывает равную и противоположную реакцию. На рынке существует множество проектов, выполненных в стиле демонстративного минимализма. Если продолжать литературную метафору, его можно описать как вполне сознательную лингвистическую тишину. 

18_F_Considerazioni-dal-Salone-2018_08_TEN_SMI_Arper_Kiik_AR_002.jpg